Под председательством Губернатора Алексея Островского состоялось рабочее совещание, посвященное промежуточным итогам введения в промышленную эксплуатацию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 на территории Смоленской области (Система-112).
Предваряя обсуждение, глава региона отметил важность задач, которые решает система-112: «Единый номер службы спасения 112 введен для повышения качества жизни и здоровья граждан. С учетом того, что система-112 работает по принципу «одного окна», обеспечивая, таким образом, комплексный подход к оказанию помощи населению, ее использование, безусловно, принесет огромную пользу смолянам. Это позволит не только сократить время реагирования на ЧП, но и повысит оперативность совместных действий подразделений, а также эффективность межведомственного взаимодействия. В этой связи, коллеги, я хочу обсудить с вами вопросы, касающиеся процедуры введения данной системы в промышленную эксплуатацию на территории Смоленской области и принципы ее работы».
Начальник Департамента по информационным технологиям Андрей Рудометкин доложил Губернатору о реализации мероприятий по введению в регионе системы-112. Так, на данный момент охвачены Смоленск, Смоленский, Кардымовский, Демидовский и Духовщинский районы. В течение ближайшего времени система обеспечения вызова экстренных оперативных служб заработает по всей области. Для этого в каждом районе будет создана соответствующая инфраструктура: установлено необходимое оборудование, налажено взаимодействие дежурно-диспетчерских служб муниципалитетов с единым центром обработки вызовов системы-112 в Смоленске. В структуре центра задействованы операторы, психологи и переводчики, которые обрабатывают поступающие от граждан сообщения и переадресовывают их в экстренные службы спасения, что позволяет оперативно реагировать на каждое обращение. На данный момент в системе-112 работает 21 человек в пять круглосуточных смен.
После ее полного введения в эксплуатацию на территории региона количество сотрудников центра обработки вызовов будет увеличено до 67.
Отвечая на вопрос Губернатора, насколько востребован единый номер службы спасения в тех районах, где он уже действует, Андрей Рудометкин отметил, что смоляне достаточно активно им пользуются. Чаще всего по данному номеру вызывают службу скорой медицинской помощи и полицию. Только в Смоленске за прошлый год было принято и обработано свыше 228 тысяч звонков. При этом, по словам начальника профильного департамента, проводимый мониторинг показывает, что часть обращений не требует вызова экстренных оперативных служб – смоляне звонят, чтобы получить консультацию или необходимую справочную информацию, например, просят дать номер телефона травмпункта, районных поликлиник, участковых инспекторов полиции, коммунальных служб.
Кроме того, поступают ложные, ошибочные или случайные вызовы, звонки категории «детская шалость», также фиксируются факты телефонного терроризма. «Каждый такой звонок обрабатывается и проверяется. В этом вопросе мы достаточно плотно сотрудничаем с УМВД по Смоленской области. Бывают случаи, кода люди звонят в единую службу спасения, неверно оценивая произошедшую ситуацию и путая ее с экстренной, – например, не работает газовая плита, вызывают газовую службу и т.д.», – конкретизировал начальник департамента.
Далее начальник Главного управления МЧС России по Смоленской области Алексей Назарко подробно рассказал о принципе работы системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112. Система работает следующим образом: когда оператор принимает звонок, то видит на экране компьютера точное место, откуда совершается экстренный вызов. Если человек наберет номер 112, например, в Смоленске, где система-112 уже введена и успешно работает, то он дозвонится напрямую до единого центра обработки вызовов. Если же гражданин звонит из района, в котором данная система пока не функционирует, то он услышит автоответчик с информацией о номерах экстренных служб («01» – пожарная служба, «02» – полиция, «03» – скорая медицинская помощь, «04» – аварийная газовая служба). В ситуации, когда обратившийся не вызывает ни одну из перечисленных служб и остается на связи, он автоматически дозванивается до дежурно-диспетчерской службы муниципального образования, сотрудник которой самостоятельно пере направляет звонок в единый центр обработки вызовов.
По словам Алексея Назарко, схема введения системы-112 в Смоленской области имеет централизованный формат работы, поэтому с момента ее полного ввода в промышленную эксплуатацию все звонки на номер 112 из любого района будут поступать напрямую в единый центр обработки вызовов.
Ольга Орлова