31 июля в музее-заповеднике «Хмелита» откроется выставка художника Леонида Милованова, посвящённая истории русского старообрядчества. Выставка проходит по благословению митрополита Корнилия, который будет лично присутствовать на мероприятии. Начало – в 12.00.
Леонид Милованов — художник сугубо реалистического толка, Коренной москвич, он давно переехал из столицы в деревню, где живет и работает, повествуя о жизни русской глубинки. Творческий поиск в конце ХХ века привел его к старообрядцам, которые стали для художника свидетелями жизнеспособности традиционного русского уклада, его открытости будущему. Портреты старообрядцев мастер писал во Ржеве и в Рогожской слободе, в старообрядческих храмах.
Портрет митрополита Корнилия стал центром тематической группы. Изображен человек неординарной внешности, величавый, но и исполненный внутренней динамики, и психологически сложный. Как вспоминал сам художник: «Он на меня взглянул – и как будто насквозь пронзил».
Елена Степанян-Румянцева, кандидат филологических наук, член Московского союза художников, член Ассоциации искусствоведов, отмечала, что многообразие внутренней жизни и ее молитвенная основа – сквозная тема портретов духовенства, созданных Миловановым. Вот спокойный, серьезный протоиерей Евгений Чунин. «Отец Андрей (Иерей Андрей Андреев)» – проще, теплее, открытее, доступнее. Какая-то тайная грусть, но и собранность, самообладание читаются во всем облике «отца Николы» — иерея Николы Бобкова. Перед нами проходят иерей Димитрий Чунин, как бы готовый вот сейчас произнести свое пастырское слово, и дьякон Василий Андронников, на лице которого — такая тонкая, трудноуловимая смена выражений – и ум, и, возможно, мягкая шутливость…
А какое многоцветье мужских, женских типов! Есть среди них такие, которые словно бы максимально приближены к нашему традиционному (и, конечно же, книжному, неполному) представлению о старообрядцах. Нежная Елизавета Бобкова («Пред образом»), которой не просто идет традиционный костюм — он как бы часть ее, неотъемлемая форма ее жизни… Мужественный, с прямым станом, красиво подбоченившийся «Звонарь Александр
Великанов» — как угадать, что этот человек прошел через войны в горячих точках прежде, чем найти свою последующую дорогу?..
Перед нами – люди, так сказать, омываемые современностью, живущие в ней, хотя, конечно же, в чем-то существенном и противостоящие ей. Незаурядные характеры. Незаурядные биографии. И заслуга художника в том, что он ничего не упрощает, не «спрямляет» неоднозначность их личностей.
Биографическая справка
Леонид Леонидович Милованов родился в Москве в 1966 г. В 1990 г. закончил художественно-графический факультет Московского Педагогического Государственного университета им. В. И. Ленина. Защитил диплом под руководством Народного художника СССР, профессора живописи В. А. Игошева серией крестьянских портретов. С 1990 по 1996 гг. преподавал в том же учебном заведении на кафедре рисунка. Член Московской организации Союза Художников России, участник свыше 35 выставок в России и за рубежом.
Произведения Леонида Милованова хранятся в собрании живописи Администрации Президента РФ в Московском Кремле, государственном музейном фонде РФ в составе музейных коллекций Государственного Зеленоградского историко-краеведческого музея, Дома-музея Народного художника СССР В. А. Игошева в Ханты-Мансийске, музее Международной общественной благотворительной организации «Благовест», а также в частном собрании экс-президента Олимпийского комитета Х. А. Самаранча, в частных российских и зарубежных коллекциях Англии, Америки, Германии, Австрии.