Истец в августе 2020 года был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ (за управление транспортным средством в состоянии опьянения), ему был назначен штраф в размере 30000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев. Истец заплатил штраф и сдал водительское удостоверение. По истечении срока лишения специального права за совершённое им административное правонарушение в марте 2022 года он сдал теоретический экзамен и обратился в ГИББД с заявлением возвратить водительское удостоверение, однако должностными лицами ГИБДД в возврате водительского удостоверения было отказано.
Не согласившись с отказом ГИБДД в возврате водительского удостоверения, истец обратился в суд с административным исковым заявлением с требованием к ГИБДД о признании действия, выразившегося в отказе в возврате водительского удостоверения, незаконным и обязании ответчика возвратить ему водительское удостоверение.
В судебном заседании было установлено, что истец, действительно, в августе 2020 года был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, ему был назначен штраф в размере 30000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев. По вступлении постановления о назначении административного наказания в законную силу в сентябре 2020 года истец сдал водительское удостоверение в ГИБДД. В октябре 2020 года истец заплатил штраф. В марте 2022 года истец, посчитав, что срок лишения специального права истек, сдал теоретический экзамен и обратился в органы ГИБДД с заявлением о возврате водительского удостоверения, в удовлетворении которого ему было отказано. Однако, суд также установил, что истец ещё имеет удостоверения тракториста-машиниста, которое им не было сдано в сентябре 2020 года в орган, осуществляющий региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, а было сдано только после сдачи теоретического экзамена в марте 2022 года, уже после указания на данный факт сотрудниками ГИБДД.
В силу действующего законодательства лицо, привлеченное к административной ответственности в виде лишения права управления транспортными средствами (в том числе в качестве дополнительного административного наказания), должно сдать все имеющиеся у него соответствующие удостоверения либо заявить об их утрате. Согласно части 2 статьи 32.7 КоАП РФ в случае уклонения лица, лишенного права управления транспортными средствами, от сдачи соответствующего удостоверения срок лишения указанного права прерывается. Течение прерванного срока лишения права управления транспортными средствами продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (в том числе в случае, если срок действия данного удостоверения истек), а равно со дня получения соответствующим подразделением органа, на которое возложено исполнение постановления о назначении административного наказания, заявления лица об утрате этого удостоверения. Вместе с тем в случае, если лицо заявило об утрате соответствующего удостоверения, а затем фактически продолжало пользоваться им при управлении транспортным средством, что подтверждается фактом изъятия данного удостоверения, срок лишения права управления транспортными средствами считается прерванным и продолжение исчисления течения прерванного срока производится со дня изъятия у лица соответствующего удостоверения.
Поскольку истцом, лишенным права управления транспортными средствами, в нарушение законодательства не было сдано удостоверения тракториста-машиниста, срок лишения специального права был прерван и продолжился с момента сдачи удостоверения тракториста-машиниста. В связи с чем суд не нашёл оснований для удовлетворения заявленного административного иска, и вынес решение: отказать истцу в удовлетворении иска об обязании возвратить водительское удостоверение.
Судья Сычёвского районного суда В.В. Климова