В российских вузах запущен курс «Основы российской государственности». Он будет вестись на первом курсе образовательных программ бакалавриата и специалитета.
О введении этого курса президент Владимир Путин объявил в декабре 2022 г. на Госсовете, посвященном молодежной политике. Его разрабатывали в рамках проекта «ДНК России» совместно с обществом «Знание» и Минобрнауки. В разработке приняли участие более 7 тысяч ученых из 600 российских университетов и исследовательских институтов.
«Основы российской государственности» направлены на совершенствование социально-гуманитарной подготовки студентов российских вузов. В основу нового курса положен принцип междисциплинарности, то есть в нем соединены элементы философии, политологи, социологии, истории, юриспруденции, экономики, культурологии и психологии.
Предмет состоит из 5 разделов: «Что такое Россия?»; «Российское государство-цивилизация», «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации», «Политическое устройство России», «Вызовы будущего и развитие страны».
Курс призван продемонстрировать всеобъемлющий духовно-нравственный и культурный фундамент российской государственности, особенность исторического пути ее развития и самобытности политической организации, а также показать взаимосвязь личного достоинства и успеха с общественным прогрессом и политической стабильностью своей Родины.
Как вы оцениваете важность введения курса в вузах вашего региона? Насколько цели курса актуальны для современной студенческой аудитории? Какими разделами предложили бы вы дополнить новый курс? Каким способом, помимо «Основ российской государственности», следует воспитывать в студентах осознание принадлежности к российскому обществу и развивать чувство гражданственности?
Есть мнение.
С момента рождения гражданина его окружают государственные символы, политическая социализация начинается с детского сада, продолжается в школе на уроках истории и обществознания, где происходит ознакомление с основными элементами философии, политологи, социологии, истории, юриспруденции, экономики, культурологии и психологии.
Введение в высших учебных заведениях, не зависимо от профиля, курса «Основ российского государства» призвано продолжить изучения данных элементов, углубляя знания в данных областях. В новом предмете затронуты политические, нравственные, философские, исторические аспекты развития общества. Подрастающее поколение, будущее нашей страны должно знать исторические процессы, исторических деятелей, внёсших большой вклад в развитие страны. На введенном курсе это не просто удобно сделать, акцентировав внимание на конкретных аспектах и личностях, внесших значительный вклада в развитие той или иной отрасли науки и определенного региона.
Данный курс можно дополнить местными региональными материалами, организовывая преемственность школьного курса в высших учебных заведениях, где специально подготовленные опытные педагоги смогут закрепить и расширить междисциплинарные связи, полученные в школе, воспитывая в студентах осознание принадлежности к российскому обществу и развивая чувство гражданственности.
Россия в настоящее время находится в поиске своей идентичности с опорой на традиционные ценности, суверенное развитие, сотрудничество с дружественными государствами. Система координат на международной арене претерпела существенные изменения, а общество находится в поиске новых ориентиров развития в изменившихся условиях. В этих реалиях молодёжь испытывает потребность в самоидентификации; разные группы влияния пытаются навязать молодым людям свой образ мышления и свои подходы.
Курс «Основы российской государственности» призван дать учащейся молодёжи представление о фундаменте российской государственности, о самобытности России, привить молодым людям чувства патриотизма и любви к Родине. Введение этого курса очень важно для формирования мировоззрения молодёжи. Курс не должен превратиться в формальное догматическое навязывание студентам азбучных истин, а должен основываться на диалоге между преподавателем и студентами; студенты должны получить ответы на возникающие у них в ходе обучения вопросы, что возможно лишь при детальном проблемном анализе рассматриваемых тем. Курс, несомненно, будет интересен студентам технических, так и гуманитарных специальностей смоленских вузов. Вместе с тем, часть новейших концепций, предлагаемых авторами курса, ещё должна пройти апробацию на практике и проверку временем. Конечно, количество часов на изучение курса в программе обучения ограничено, но было бы интересно дополнить курс тематическими разделами, затрагивающими вопросы межэтнического мира и согласия, прав человека, места России в современном мире, проблематики новейшей политической истории России, федерализма, национальной символики, специфики региона, где находится образовательное учреждение, национального этикета.
Чувство гражданственности в студентах, помимо изучения учебного материала, можно развивать через вовлечение их в участие в общественных акциях и мероприятиях, волонтёрскую и трудовую деятельность, проведение просветительских мероприятий. Особое внимание следует уделить интернет-активности, поскольку она оказывает большое влияние на формирование у молодёжи отношения к общественно значимым явлениям.