В работе сельского доктора есть своя специфика: ты не просто врач, но еще и хороший знакомый каждого пациента, можно сказать, личность публичная.
Об этом не понаслышке знает семья Ивановых, в которой муж и жена посвятили свою жизнь медицине. Глава семейства Александр Петрович отработал в нашей глубинке более 30 лет. Его жена Лариса Михайловна – и по сей день врач–педиатр в детской консультации. Накануне дня медицинского работника мы пообщались с Александром Петровичем и узнали, в чем секрет профессионального и семейного счастья врачебной семьи.
За время работы хирургом в Новодугинской центральной районной больнице, а это 32 года, он сделал более 4 500 серьёзных операций, не считая «разной мелочи».
Приехав по распределению, он должен был отработать три года, а затем мог уехать. Но остался насовсем, чтобы лечить в будни и праздники, днём и ночью и детей, и взрослых. Александр Петрович Иванов – замечательный врач-хирург, человек с большим сердцем и золотыми руками.
Врачом он стал вопреки. Вопреки мнению учителей, что не сможет поступить в медицинский. Действительно, в 1977-ом в Смоленском мединституте был очень высокий конкурс: 10-12 человек на место. А аттестат у нашего героя был далёк от идеала. Но, тем не менее, попытка не пытка, решил поступать. Вступительные экзамены он не прошёл. Недолго думая, забрал документы из вуза, перешёл через дорогу и направился в учебное заведение рангом
пониже – в медицинское училище, которое через два с половиной года окончил с красным дипломом по специальности «фельдшер».
Смоленское медицинское училище давало своим студентам очень хорошие знания. После обучения в нём не требовалась дополнительная подготовка для поступления в вуз. «Не надо было никаких книжек открывать, настолько хорошие знания давали в среднем учебном заведении». И ему, выпускнику медучилища, конечно, было значительно легче учиться в «меде», чем ребятам после школы.
Долгая дорога знаний
Профессия врача такова, что учиться ей приходится всю жизнь. Вот и Александр Петрович сначала 2,5 года получал знания в училище, потом – 6 лет в мединституте, год интернатуры и ещё 2 года очной ординатуры (1991-1993 годы).
Для простого обывателя медицинское образование – сложная многоуровневая система. Попробуем в ней разобраться. Итак, после окончания медучилища ты или «фельдшер», или «акушер», или «медсестра». Результат окончания мединститута – врач-интерн, доктор с дипломом, но работающий под присмотром старших товарищей. Одному нельзя. Затем, если есть желание, можно поступить в ординатуру. Ординатура – это последипломное обучение медиков с целью повышения их квалификации или изменения специализации. Оно проводится на базе высших медицинских учебных заведений или научных учреждений. Ординаторы делают более сложные операции, изучают научные работы.
Студенчество – незабываемое время молодости, учёбы и веселья. Это лучший период в жизни, насыщенный новыми знаниями, полезными знакомствами, яркими событиями и самыми противоречивыми впечатлениями. Если ты не был студентом, то молодость прошла стороной, ведь таких положительных эмоций не дает ни школа, ни работа.
Трудовой стаж Александра начался сразу после окончания медучилища. Ему, как и многим студентам, не хватало государственной стипендии, и он стал подрабатывать на скорой помощи. Студент-медик справлялся и с учебой, и с работой. Но как только работа стала сказываться на успеваемости, Александр уволился, проработав в общей сложности три года.
Выбор сделан
1986 год. В мединституте распределение. Молодой семье медиков (Александр Петрович и Лариса Михайловна поженились в 1985 году, на шестом курсе) на выбор предложили три района: Тёмкинский, Духовщинский и Новодугинский.
Духовщина поближе, туда и поехали. Для начинающего хирурга работа была, а для Ларисы Михайловны – молодого педиатра – нет. Да и с жильём оказалось непросто.
Новодугино и Тёмкино приблизительно одинаково удалены от областного центра. Супруги Ивановы приехали в Новодугино да и остались, тем более, что им сразу предоставили жильё.
Честно отработав положенные три года, семья Ивановых собиралась покинуть рабочий посёлок Новодугино. Молодому хирургу предлагали работу в смоленской больнице скорой помощи. И уехали бы, не случись лихие 90-е. Они поломали судьбы многих людей. Распад Советского Союза, задержки и невыплаты зарплат, пустые полки магазинов. Пообщавшись с будущими коллегами, которые, чтобы прокормить семью вынуждены были работать на трёх-четырёх работах, врач Иванов решил остаться на месте. Была еще одна причина «В городе одна суета, то, чего я не люблю. А здесь воля».
О принятом решении доктор Иванов не жалеет. В больнице по его словам, был отличный коллектив. «У нас был великолепный коллектив. Да, мы были помоложе, часто собирались. А ведь тогда не было ничего. Нам хватало сковороды жареной картошки. Главным было общение».
Как это было
Больница, в которой стал работать Александр Петрович, была деревянная, несколько бараков. Одно из строений находилось на месте современного административного здания ЦРБ. «В этом здании была хирургия, гинекология, роддом, рентген, скорая помощь, – вспоминает Александр Петрович. – Рядом, в другом строении, (вдоль улицы Чкалова) находилась терапия. Инфекционное отделение стояло на отшибе».
Старая деревянная больница была построена в 1946 году. Но как рассказал Александр Петрович, когда пришло время разбирать старую постройку, это оказало не так просто. «Строение было срублено без единого гвоздя и в такой зацеп, что не могли растащить тракторами. Пришлось углы распиливать».
Помимо молодого хирурга трудились тогда в районной больнице и два более опытных врача-хирурга: Виктор Сергеевич Шкода, главный врач, и Юрий Алексеевич Рощин, начальник медицинской части.
Начмед и начинающий специалист договорились работать по неделям: один – неделю на приёме в поликлинике, второй – в хирургическом отделении. Потом менялись. О том, что работы хватало обоим, говорит тот факт, что в хирургическом отделении (в бараке) было 25 стационарных коек.
В конце 80-х началось строительство кирпичного четырёхэтажного здания ЦРБ. В эксплуатацию оно введено 1 июня 1988 года. В новом здании хирургическое отделение было рассчитано уже на 45 коек. «И все были заняты, – делится воспоминаниями Александр Петрович. – Операции сначала я не делал, не разрешал главный врач, а я его слушался. Да и не было у нас анестезиолога. Некоторое время приглашали специалистов по подготовке пациентов к операции из Вязьмы. Они приезжали вместе с вяземскими хирургами, так как побаивались оперировать в барачных условиях. Позже анестезиолог стал приезжать один».
К слову, как рассказал Александр Петрович, оперировать он мог сразу после института. У него, выпускника смоленского меда, за плечами было уже много операций: «Я всё мог делать».
Новодугинский врач проводил операции по удалению аппендицита, грыжи, причём делал это без наркоза. «Переломы собирал, но не оперировал, потому что не было металлоконструкций. Вытяжение делал».
Операции посерьёзнее, такие как холецистит, прободная язва, колотые, резаные раны проводили специалисты из Вязьмы.
Ещё будучи студентом, Александр Иванов дал клятву Гиппократа – помогать людям. Он был ей верен всегда: днём и ночью, в будни и праздники. Приметной была новогодняя ночь: обязательно что-нибудь случалось либо в 23:55, либо в 00:05. И Александр Петрович шёл кого-то спасать.
Врач без медсестры – это никто
Александр Петрович помнит всех медицинских сестёр, с кем ему довелось работать и отзывается о них с большой теплотой. Опытный врач считает, что 50% всей работы выполняют медсёстры. Операционной сестрой рядом с ним долгие годы работала Надежда Григорьевна Юрченкова, перевязки делала Нина Геннадьевна Рябова. «У нас в отделении все медсёстры замечательные. Это Ирина Анатольевна Яковлева, Светлана Николаевна Кучеренкова, Марина Анатольевна Кольцова, Инна Алексеевна Фролова, Елена Николаевна Рютикова».
В том, что средний медицинский персонал хирургического отделения Новодугинской районной больницы высоко профессионален, есть немалая заслуга и Александра Петровича Иванова. Он учил, подсказывал, иногда ругал.
Медицинская семья
Союз Александра и Ларисы сложился ещё в студенческие годы. Будущие супруги учились в Смоленском государственном медицинском институте. Поженились на последнем курсе, в 1985 году. Жену Александра Петровича, Ларису Михайловну, в нашем районе знают все, у кого есть дети, внуки. Она – педиатр, детский врач, отработавший тоже уже более 30 лет. За это время выросли первые пациенты, и приводят уже своих детей, а может даже и внуков.
– Людям одной профессии в семье тяжелее или легче?
– А мы про работу не разговариваем.
– А друг с другом советовались?
– Советовались. Я же лечил детей и иногда обращался за помощью к ней. А она, когда дежурила и принимала взрослых, то спрашивала совета у меня.
Чувство юмора и решительность
Конечно, за время работы хирургом в его практике было всякое. Но чувство юмора не покидало никогда. Вот один случай из практики. Пациент, взрослый мужчина, не соглашался на операцию по удалению аппендицита. То ли побаивался, то ли по другой причине, он тянул время, ссылаясь, на то, что «уже и не болит», «может не надо». Врач терпеливо ждал, а больной всё не решался. Тогда Александр Петрович решил схитрить: «Всё, сейчас будут мультики (доктор большой любитель приключений Тома и Джерри). Я не успеваю. Если ты сейчас не соглашаешься, я ухожу». Больному ничего не оставалось делать, как довериться врачу.
Хирург – специальность, требующая смелости и решимости. Ведь иногда требовались секунды для принятия единственного правильно решения. «Я всегда был уверен в том, что делаю. Как когда-то сказал один из коллег: «Не уверен в диагнозе – оперируй». Следуя данному принципу, я никогда не ошибался. Сомневаясь, можно и пропустить болезнь».
В жизни Александра Петровича был период, когда он был главным врачом Новодугинской районной больницы. Это было в 2003-2006 гг.. Но работа врача взяла вверх, и он оставил руководящую должность.
«Жить надо с любовью»
Профессия, выбранная Александром Петровичем, благородная и ответственная. Часто лишь хирургическое вмешательство, которое на профессиональном языке называют оперативным, может спасти самое ценное – человеческую жизнь. А это большая ответственность! Вместе с тем, это физически тяжёлый труд и весьма нервная работа. Операция длится несколько часов, нужно не только стоять, но ещё и дело делать, и делать хорошо. К тому же в работе хирурга нередки внеплановые выходы на работу в выходные и праздничные дни, ночные дежурства.
Отработав в хирургии много лет, повидав всякого, он и сейчас бы выбрал эту профессию. «Нравится мне людям помогать». А главным в работе врача считает умение не ожесточаться. Даже со временем.
Сейчас доктор Иванов не работает по состоянию здоровья. Он по-прежнему бодр духом, любит общаться и шутить. Иногда даёт полезные советы. Вот один из них: «Как жить, чтобы здоровым быть? – Жить надо с любовью».
Уважаемые медицинские работники! Через несколько дней ваш профессиональный праздник. Вы заслуживаете самых тёплых пожеланий и искренних слов благодарности. Нам остаётся только догадываться, откуда вы берёте столько сил, чтобы помогать людям справляться с их недугами, преодолевать препятствия в борьбе за здоровье, поддерживать в них позитивный дух. Низкий вам поклон, уважаемые медики, за ваш ежечасный полезный труд!
Наталья Соболевская. Фото из личного архива А.П. Иванова и районного историко-краеведческого музея