В российских вузах вернут специалитет (курс обучения не менее 5 лет) по точным наукам. По другим направлениям сохранится бакалавриат. Об этом заявил во вторник президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий на пресс-конференции, посвященной приемной кампании 2022 года.
«Наша генеральная линия — специалитет, аспирантура должна быть научной, а не учебной. И, конечно, сохранить бакалавриат в тех случаях, когда это диктуется какими-то условиями. И, безусловно, разрешить после специалитета поступать в магистратуру, а не запрещать, как сейчас», — сказал ректор.
Минобрнауки осенью внесет на рассмотрение в Госдуму предложения о формате новой национальной системы высшего образования, которая придет на смену дискредитировавшей себя Болонской.
Какой, по вашему мнению, должна быть новая система высшего образования в России? В каких случаях, на ваш взгляд, имеет смысл сохранить бакалавриат? Какие выводы можно сделать из истории внедрения в России Болонской системы?
Есть мнение.
Михаил Артеменков, член Экспертного клуба региона, член Общественной палаты Смоленской области, председатель комиссии по образованию и науке, Ректор Смоленского государственного университета:
«В настоящее время Минобрнауки России разрабатывается концепция национальной системы высшего образования. При этом, конечно, важно, чтобы в основе новой системы лежали те достижения, которые составляют историческую основу российского высшего образования и обеспечивают качественную подготовку профессионалов для экономики, общества и государства. При этом, речь не должна идти об изоляции. Необходимо сохранять и расширять международное научное и образовательное сотрудничество, искать новые формы студенческой и преподавательской мобильности, реализовывать совместные научно-исследовательские проекты.
Важно отметить, что дискуссия сейчас в основном идет не вокруг «формы» организации высшего образования – «бакалавриата» или «специалитета». Главным предметом обсуждения стало содержание образования. Это очень важно, поскольку единые подходы к содержанию образования обеспечивают единое образовательное пространство, понимание у всех участников образовательного процесса (студентов, преподавателей, работодателей) его результатов. Считаю, что в любом случае у студентов должна быть возможность формировать свою образовательную траекторию, зачастую уникальную, поскольку современный мир очень вариативен. К тому же бывает сложно выбрать свой путь, когда поступаешь в университет. А значит, должна быть возможность скорректировать свою образовательную программу, получить те знания и навыки, которые сделают из студента специалиста, востребованного на рынке труда».
Член экспертного клуба региона Соболевская Наталья Владимировна, выпускающий редактор газеты «Сельские зори» СОГУП «Восточная объединённая редакция»:
«Отличное, на мой взгляд, решение. Возврат 5-летного обучения по техническим, точным и не только наукам позволит получать нашим студентам полное и глубокое образование. Ничуть не отвергаю существование бакалавриата. У нас и раньше было обучение продолжительностью 4 года. Например, в пединституте учителя начальных классов получали профессию за это время.
Бакалавриат, возможно, уместен при получении гуманитарного образования, не требующего практических навыков.
В нашей стране была хорошая система высшего образования и, надеюсь, несмотря на введение на некоторое время Болонской системы, она сохранилась. Поэтому из чего-то нового надо брать лучшее и идти дальше своим путём».