В каких случаях ребёнка помещают в социальное учреждение?

В соответствии с п. 12 Положения «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением правительства РФ от 24.05.2014 № 481 дети, чьи родители, усыновители либо опекуны (попечители) не могут исполнять свои обязанности в отношении детей, могут быть временно помещены в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, а также с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста. К таким организациям относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги (в т.ч. социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних).

Уважительными причинами временного отсутствия возможности исполнения родителями, иными законными представителями своих обязанностей в отношении ребенка являются обстоятельства, препятствующие выполнению законными представителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Временное помещение ребенка, имеющего родителей (законных представителей) в организацию для детей-сирот возможно при наличии следующих обстоятельств:

— проживание несовершеннолетних в семьях, пострадавших от стихийных бедствий;

— проживание несовершеннолетних в семьях, в которых один или оба родителя безработные;

— проживание несовершеннолетних в семьях беженцев и вынужденных переселенцев;

— проживание несовершеннолетних в семьях, имеющих жилищные проблемы: отсутствие определенного места жительства семьи; жилье находится в аварийном или непригодном для проживания детей состоянии; собственник отказывает в предоставлении жилого помещения (выселение семьи с несовершеннолетним);

— несовершеннолетние нуждаются на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии в обучении в специализированной образовательной организации при отсутствии образовательной организации указанного типа по месту жительства несовершеннолетнего;

— несовершеннолетние являются детьми одиноких матерей (отцов), оказавшихся в трудной жизненной ситуации по ряду причин:

— особые условия работы («вахтовый метод работы», длительные командировки, посменная работа);

— медицинские показания (необходимость длительного стационарного лечения, длительный период реабилитации, болезнь родителя (законного представителя);

— внутрисемейное неблагополучие (наличие конфликта в семье, асоциальное поведение родителя (наркотическая или алкогольная зависимость, пристрастие к азартным играм, наличие психических расстройств, наличие насилия в семье);

— асоциальное поведение несовершеннолетнего, которое родитель не имеет возможности изменить, ребенок нуждается в социальной реабилитации, помощи психолога, требуется смена детского коллектива.

Для временного помещения в организацию для детей-сирот законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации.

В соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, обязанности законного представителя ребенка в части его воспитания, посещения и участия в обеспечении содержания ребенка в организации, срок пребывания ребенка в организации, права и обязанности организации для детей-сирот, а также ответственность сторон за нарушение условий соглашения.

Дети, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одну организацию для детей-сирот за исключением случаев, когда это противоречит интересам детей.

В целях сохранения привычной социальной среды, родственных и дружеских связей ребенка, продолжения получения образования в образовательной организации, которую посещал ребенок, дети помещаются под надзор в организацию для детей-сирот, расположенную территориально наиболее близко к месту их жительства или пребывания, за исключением случаев, когда привычная социальная среда негативно влияет на поведение детей, способствует асоциальному поведению детей и (или) их самовольному уходу из организации.

Ведущий специалист отдела по образованию М.А. Левушкина