Сегодня поговорим о профессиональном празднике, который отмечается в России в последнее воскресенье октября, в 2024 году это 27 октября. Этот день задумывался как профессиональный, однако стал народным, потому что его отмечают все, кто считает себя водителем. День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта – официальное название праздника, который известен всем как День автомобилиста или День шофера
Как понятно из названия, главными героями дня являются профессиональные водители — люди, управляющие грузовиками, автобусами, трамваями, троллейбусами, такси и так далее. Цель праздника — показать важность автотранспорта в экономике страны, отдать дань уважения всем работникам данной отрасли, ведь они делают нашу повседневную жизнь удобнее и проще.
Немного истории
Идея чествовать автомобилистов родилась ещё в СССР. В 1976 году президиум Верховного Совета Советского Союза издал указ «О Дне работников автотранспорта». Этот документ стал ответом на обращение граждан, в котором те выразили сожаления по поводу отсутствия у советских шоферов своего профессионального праздника.
А в 1980 году был подписан другой указ «О праздничных и памятных днях». Новым документом праздничная дата переименовывалась в «День автомобилиста». Праздник пользовался большой популярностью. А в 1996 году российские власти решили объединить Дни автомобилиста и дорожника, то есть тех, кто ездит по дорогам, и тех, кто отвечает за их состояние. Таким образом, в РФ появился «День работников автотранспорта и дорожного хозяйства». Спустя четыре года стало понятно, что идея была не очень удачной. В результате в 2000 году президент РФ подписал указ о разделении торжеств: дорожникам отдали третье октябрьское воскресенье, а автомобилистам оставили четвертое. Но и на этом история не заканчивается. Ибо в 2012 году шоферов вновь решают с кем-нибудь объединить — на этот раз с сотрудниками городского общественного транспорта. Именно тогда и был учрежден «День работника автомобильного и городского транспорта», который в нашей стране отмечают до сих пор, однако называют по-прежнему — Днем автомобилиста.
В наше время умением управлять транспортным средством никого не удивишь. Дело это обычное и очень распространенное, водительские права имеет примерно каждый второй. Но всю эту общую массу можно разделить на две категории: тех, кто водит только личный автотранспорт, и тех, у кого вождение является трудовой деятельностью. Вот о вторых нам и захотелось рассказать в преддверии их профессионального праздника. Речь пойдет о водителях школьных автобусов.
Я свою работу очень люблю
Рыженков Виктор Алексеевич получил права в 1988 году, то есть водительский стаж уже 36 лет. Ему довелось работать водителем УАЗа, ГАЗ 53, ЗИЛа, водителем-инкассатором. Первым школьным автобусом был «Кубань», потом уже «пазик». Как у каждого водителя, случались и у Виктора Алексеевича нестандартные ситуации на дорогах. Вёз как-то детей в Смоленск, подрезала фура с иностранными номерами, но благодаря профессионализму водителя автобуса, удалось вырулить и избежать аварии. На вопрос: что должен уметь водитель, Виктор ответил, что кроме умения отремонтировать свое транспортное средство во время пути, он должен обладать определенной интуицией, чувствовать, предвидеть ситуацию, как, например, «прижаться» к обочине и вовремя уступить дорогу многотонному грузовику, и тем самым спасти жизни своих пассажиров.
Интересные факты
Мало кто знает, что профессия водителя – одна из самых сложных и напряженных из ныне существующих. Подсчитано, что в течение минуты при управлении автомобилем водитель совершает до 80 различных действий. Не каждый из нас способен выполнить более 1 действия в секунду.
Только представим на мгновенье манёвр правого поворота. В короткий период времени – 2-3 секунды– водитель должен успеть:
· выполнить торможение;
· сменить передачу (при оборудовании автомобиля «механикой»);
· включить указатель поворота;
· выверить траекторию движения;
· бросить взгляд в зеркало заднего вида;
· убедиться в отсутствии пешеходов, переходящих дорогу, на которую он поворачивает.
Здесь не учитываем возможные внезапные изменения дорожной ситуации, когда дополнительно потребуется выполнить несколько действий экстренного характера.
Мы задали несколько вопросов Виктору Алексеевичу:
– Как вы думаете, интересна ли сейчас молодежи профессии водителя, особенно водителя автобуса?
– Я думаю, что нет, так как работа тяжелая, очень ответственная, ведь мы возим детей. Да и зарплата маленькая. Но я свою работу очень люблю! Водителем школьного автобуса работаю уже 17 лет. Дети относятся уважительно, соблюдают чистоту в автобусе. Да и для меня это не работа, а скорее образ жизни.
– Как Вы отдыхаете от напряженной работы?
– Да, как и все, наверное, люблю собирать грибы, ходить на речку с друзьями, ловить рыбу на удочку.
Сменил кисточку на руль
Ещё один школьный водитель — Иванов Сергей Викторович отсчитывает свой водительский стаж с 1991 года. Считает, что водитель должен основательно знать технику, на которой работает, уметь самому ее отремонтировать, любить ее, тогда она не будет подводить во время пути. Сергей Викторович работает водителем школьной «Газели» с 2019 года, обожает свою работу, потому что с детьми шумно, весело и интересно. По своей первой специальности – исполнитель художественно-оформительских работ, но в 90-ых пришлось поменять кисточку на руль. И с тех пор это стало его профессиональной деятельностью.
У Сергея Викторовича это получается замечательно. Дети его любят, ведь он еще ведет кружки в центре цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста»: «Ремесленники», «3Д моделирование», «Промдизайн». Любимый отдых от работы – рыбалка, особенно зимняя.
Мы сердечно благодарим наших собеседников, поздравляем их с профессиональным праздником, желаем ровной дороги, ни гвоздя ни жезла и хороших попутчиков!
Что же все-таки привлекает в работе автомобилиста? Наверное, романтика дорог, свет встречных фар на ночном пути, шум мотора. А нам хочется поздравить всех причастных к наступающему празднику и от всей души пожелать: любить свою профессию так же сильно, как ее любят наши герои и «Счастливого пути вам, водители!»