Давно отгремели военные годы, позарастали травой окопы и траншеи, но отголоски минувших боёв до сих пор болью отдаются в сердцах ветеранов, не перестают сниться фронтовикам пути-дороги, боевые друзья.
Война вторглась в жизнь миллионов людей, разметала их в разные стороны, перекроила на свой лад людские судьбы.
Александр Фёдорович Тарасов родом с Кубани. А боевой путь его начался на Смоленщине. Участвовал в освобождении Сычёвки, Новодугинского района, Вязьмы, Рославля. Александр Фёдорович служил в артиллерии, водил грузовик. А это значит был всегда на переднем крае. Перевозил боеприпасы, пехоту. А когда на фронте появилось новое самоходное оружие, Тарасов стал водителем «Катюши».
– Немцы боялись наших славных «Катюш», — вспоминает Александр Фёдорович, – они в панике разбегались при первых залпах орудия.
– Я участвовал в боях под Москвой, освобождал Калининскую область. Были ожесточённые бои. Там и получил свои первые награды, два ордена Красной Звезды.
– На войне бывает всякое, – продолжает Александр Фёдорович. – Помню, как сейчас, передний край под Москвой. Блиндажи располагались левее пустынного шоссе. Правее простиралось непаханое поле. А если пересечь овраг, взгляду открывается весёлая роща, белеющая стволами берёз. Отсюда можно разглядеть покинутые артиллерийские окопы, а если всмотреться пристальнее – то и стволы искорёженных пушек, воронки, стреляные гильзы, обрывки военного снаряжения, разбитые в щепки ящики, развороченные танки – следы утихающего боя.
Вслушиваясь в напряжённую тишину, мы ждали, пойдут ли немцы в атаку или станут ждать утра? Атака началась через 20 минут. Как это часто бывает, мы фронтовые водители, оставляли свои машины, брали в руки автоматы и шли в атаку. На этот раз, расстреляв боеприпасы, бойцы бросились в рукопашную. Бой был жестокий и короткий. Нам удалось овладеть высотой.
Второй орден Красной Звезды я получил за взятие «языка».
Позднее участвовал в боях за Ленинград. Но Смоленщину я запомнил и полюбил больше. Может потому, что здесь начинал свой боевой путь.
В одном из боёв за город Ленинград Александр Фёдорович был тяжело ранен в обе ноги, — вёз снаряды на передний край, снаряд угодил в машину, сидевший рядом боец был убит, а его, истекающего кровью, отправили в Смоленский госпиталь.
В общей сложности Тарасов провёл в госпиталях пять лет. Война, испытания закалили его волю. Он не дрогнул, когда узнал, что остаётся без ног, гораздо тяжелее было примириться с гибелью всей его семьи, там, на родной Кубани…
Когда Александр Фёдорович окреп, научился ходить на протезах, он уже был уверен в том, что останется здесь, на Смоленщине. В Вяземском районе пошёл работать в колхоз, завёл семью.
Государство позаботилось о нём, начислена пенсия, как инвалиду войны выделена машина «Запорожец». Можно было бы сидеть дома, заниматься личным подсобным хозяйством, но чувство ответственности, стремление приносить
обществу пользу не позволяли ему сидеть дома. Он охотно выполнял самую разнообразную работу, ремонтировал скотные дворы, помогал жене на телятнике управляться, работал сторожем.
В мирное время А.Ф. Тарасов награждён ленинской юбилейной медалью, знаком «Победитель в социалистическом соревновании», медалью «Ветеран труда».
Сейчас Александр Фёдорович Тарасов живёт в Новодугино. Вместе с ним живут его дочь, сын и внучка.
Стремление жить активно, приносить пользу видны всем. Если жильцы дома собрались сажать деревья во дворе – Тарасов выйдет первым. Любят его ребятишки, с удовольствием они играют сделанными им игрушками.
И ещё у него есть отличительная черта – он очень жизнерадостный, весёлый. Однажды он сказал: «Я не имею права жаловаться на жизнь или быть чем-то недовольным. Я многое испытал, потерял близких, друзей, однополчан. И остался жить, – и это счастье. Главное, чтобы везде был мир и не повторились ужасы войны».
Н. Клюшина. Газета от 9 мая 1984 года