Светлана Петрова: Надо брать лучшее и идти дальше

Рассказать, чем живёт базовая (главная) школа района, и не упомянуть о её директоре, было бы несправедливо. Это ведь его заслуга, что большой и пёстрый коллектив работает, как часовой механизм, у которого иногда, правда, случаются сбои. Самой большой школой района – Новодугинской средней – руководит Светлана Георгиевна Петрова. В её плотном, даже летом, графике она нашла время пообщаться с редактором газеты.

 – Светлана Георгиевна, Вы выбрали благородную профессию – учитель. Это было детской мечтой?

– В детстве я не мечтала быть педагогом. Я мечтала быть милиционером, была решительно настроена поступать в юридический. Со временем моя детская мечта переросла в желание стать прокурором, но мама не разрешила уезжать далеко. Но не только это подтолкнуло к поступлению в пединститут. Когда я училась в старших классах, с нами проводили большую профориентационную работу, ориентируя именно в учительскую профессию. Свою роль сыграло и то, что тогда при поступлении учитывался средний балл аттестата. Мой документ о среднем образовании позволял сдать вместо четырёх вступительных экзаменов только два. Согласитесь, есть разница. И ещё у меня были любимые учителя, благодаря им был выбран естественно-географический факультет. Знаете, как говорят, сначала ребёнок влюбляется в учителя, а потом уже в предмет. Так вот, со мной это сработало. Моим первым учителем химии и биологии в Моховаткинской школе была Шмакова Галина Алексеевна. Так сложилось, что мне понравилась и химия, и биология. С благодарностью вспоминаю Зоркину Анну Алексеевну, сейчас она работает в Сычёвской школе № 1. К сожалению, ушла из жизни Туркова Вера Петровна, тоже учитель химии.

– А всё-таки, что ближе: химия или биология?

– Как наука мне больше нравится биология. Она сложнее, но интереснее. Преподавать больше люблю химию. Она более точная наука. А последние 4 года, когда в моей жизни появились профильные классы, а с ними – возможность реализовать массу своих задумок и детских амбиций, то всё стало просто замечательно.

– Вы в педагогике сколько лет?

 — Мой педагогический стаж – 33 года. Административный – 23 года. Не было такого, чтобы я занимала только директорскую должность, уроки тоже вела. Это была необходимость, так как работала в сельских школах, которые всегда испытывают нехватку кадров. (Справка. Светлана Георгиевна Петрова – директор Новодугинской средней школы с 2018 года. До этого работала 1 год в Моховаткинской школе Сычёвского района, Доме пионеров (сейчас Дом детского творчества) Новодугинского района.  С 1999 по 2018 руководила Торбеевской основной школой).

Как изменилась сельская школа за это время? Чем отличается от городской?

– Она изменилась, как и само село. Конечно, остались удалённые, милые сердцу деревни. Да, есть ещё малокомплектные школы. Но в современных сельских школах, благодаря цифровым, компьютерным технологиям, у детей такой же доступ к базе знаний, как и у городских. Ввиду того, что подход к самой профессии у сельского учителя, на мой взгляд, чуть иной, наши дети более залюблены и обласканы. Им больше уделяется внимания, особенно педагогами старой закалки. Они стараются научить детей по максимуму. В школах реализуются те же самые ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты), материально-техническая база сельских школ не уступает городским, а в некоторых моментах и превосходит. Например, компьютерный класс   нашей школы один из лучших в Смоленской области.

 Отличается тем, что наполняемость классов меньше, каждого ученика лучше видно, соответственно его способности можно лучше диагностировать и раскрыть, предоставив ему самое необходимое для самореализации. А сейчас в сельской школе для этого есть, если не всё, то многое.

Если говорить о «минусах» сельского образования – то это проблема кадров. Те, что есть, работают не один десяток лет. Стараемся уделять этой проблеме больше внимания. Делаем ставку на молодых, пока есть, кому передать свой опыт, свои знания. Да, порой страшно доверять новичкам, но нам тоже когда-то кто-то доверял, когда мы пришли работать.

– Расскажите о школе, которой Вы руководите.

Новодугинской школой я руковожу относительно недавно, всего 4 года. В школе чтут традиции, но в то же время она всегда открыта для инноваций. В настоящее время мы реализуем программы начального, основного, среднего общего образования. В нашей школе совместно обучаются здоровые дети и ребята с ограниченными возможностями здоровья, т.е. у нас инклюзивное образование. Для этих целей создаются адаптивные программы, возможно домашнее обучение. Мы предоставляем широкий спектр услуг, касающихся образовательного процесса.

Наши лицензии позволяют работать не только по основным образовательным программам, но и вести дополнительное образование по таким направлениям как техническое, физкультурно-спортивное, социально-гуманитарное, туристско-краеведческое.

В школе сейчас 330 учеников. Есть все классы-комплекты. На параллели по два класса, кроме старших классов (там по одному). Детей, живущих далеко от нашей школы, но желающих получать знания в ней, мы подвозим. В этом задействованы 3 школьных автобуса. Организовано питание младших школьников (1-4 классы). Было бы, конечно, здорово, если бы была возможность обеспечить горячим питанием всех обучающихся. Работают группы продлённого дня, психологическая служба, школьный сайт, есть официальная группа в социальной сети ВКонтакте.

Самое дорогое, что у нас есть, это наш педагогический коллектив – сообщество творческих, высококвалифицированных педагогов, непрерывно повышающих своё педагогическое мастерство, идущих в ногу со временем. Все учителя постоянно проходят курсы повышения квалификации, аттестовываются. В составе педколлектива руководители районных методических объединений, есть даже областного методобъединения, учителя-методисты, входящие в региональный резерв, учителя-тьюторы (тьютор — сопровождающий).

Обучают ребят 32 педагога, из них 6 – с высшей категорией, 17 с первой категорией. В большинстве это отличники основного/общего образования, многие имеют министерские грамоты. Коллектив в профессиональном плане очень сильный. Некоторым учителям я бы не то, что высшую категорию, я бы им звание «Заслуженный учитель» дала. Но они, ввиду скромности или экономии времени, не хотят аттестовываться на высшую категорию.

– Чем отличается Новодугинская школа от других общеобразовательных учреждений нашего района?

В эту школу я пришла одновременно с Еленой Владимировной Козловой, завучем по учебно-воспитательной работе. Посовещавшись, решили, что пора организовать многопрофильное обучение. Чтобы у учеников старших классов, изъявивших желание изучать определённые предметы углублённо, была такая возможность. Сейчас у нас 4 профильных направления: технологическое (физика, математика, информатика), естественно-научное (химия, биология), социально-экономическое (гуманитарные предметы плюс экономика), гуманитарное (право, иностранный и русский языки).

Если ребёнок выбивается из образовательного плана, то мы предлагаем ему индивидуальную траекторию. Например, ему нужно больше биологии, а меньше химии. Пожалуйста. Подходим индивидуально к каждому обучающемуся.

У нынешних одиннадцатиклассников 4 профиля и две индивидуальные траектории. Такой подход к обучению даёт и соответствующие результаты: за последние 4 года у нас 14 золотых медалистов, постоянно высокая результативность обучения, что подтверждается внешней оценкой качества знаний. И, что самое отрадное, она не только высокая, но и объективная. Наши выпускники поступают в топовые вузы Российской Федерации: МГУ, МГТУ им. Баумана, МАИ, военные академии, МАДИ, институт нефти и газа, медакадемии г. Рязани, Смоленска, Тимирязевскую академию.

За последние три года в школе начали функционировать новые структурные подразделения: библиотечно-информационный центр, спортивный клуб (за последние 4 года более 120 значкистов ГТО), в прошлом году в рамках нацпроекта «Образование» начала работать «Точка роста», на базе которой мы реализуем программы дополнительного образования. У нас работает 29 творческих объединений самых разных направлений: коммуникационное, информационное, медицинское, спортивное. На следующий год планируем освоить языковое направление. «Точка роста» оснащена современным оборудованием: 3-D принтер, квадрокоптеры, ноутбуки, шлемы виртуальной реальности, современные фото и видеокамеры, оборудование для обучения оказанию первой медицинской помощи, наборы для робототехники. Самыми популярными объединениями являются «Школа выживания» и «Ремесленники». «Точка роста» – хорошее подспорье для всестороннего развития ребят, их самореализации. И результативность тоже высокая. Дети участвуют в конкурсах самых разных уровней, есть победители, лауреаты.

У нас работают школьный информационно-издательский центр, который выпускает своё печатное издание, музей, где есть уголок юного героя, участника Сталинградской битвы Вани Фёдорова. Школа борется за право носить его имя. Существует виртуальный музей. Всё большую популярность набирает добровольческое движение, создан волонтёрский отряд «Доброе дело». Дети задействованы в различных акциях, событиях муниципального, регионального, всероссийского уровня. С прошлого года в школе   начала работать логопедическая служба.

И ещё о наших достижениях. Мы неоднократно являлись экспериментальной площадкой.  В прошлом году школу внесли в общенациональный реестр флагманов социально-экономического развития России 2021 года. В прошлом году образовательное учреждение включено в федеральный проект «Информационная образовательная среда».

– Вы согласны с бытующим мнением, что нынешняя молодежь в воспитании уступает поколению молодых людей из СССР?

– Нельзя сказать однозначно, как и не стоит сравнивать. Это люди разных государств, разных времён, разных менталитетов, и разных подходов к воспитанию. Могу сказать о преимуществах того и этого времени, чем мы друг от друга отличаемся. Я сама «сделана» в СССР, воспитана той системой. Как мне адаптироваться к этой жизни? Те прочные знания, принципы воспитания, присутствовавшие в советское время, позволили нам перестроиться, мы вписались в современные тенденции, новшества. В чём, на мой взгляд, главная ошибка в воспитании современного поколения? Произошла замена понятий, и у нас детям объявили, что они являются личностями. Вторая ошибка в том, что подросткам внушили, намеренно или нет, что раз они личности, то имеют неограниченные права. Я не против того, что они личности. Но у личности на первом месте не права, а обязанности. И в зависимости от того, насколько ты зрелая личность, ты в первую очередь исполняешь свои обязанности, а во вторую – пользуешься своими правами.

Да, наше поколение было более зажато, более ограничено в своих возможностях. У нас были другие приоритеты. Не товарно-денежные отношения, не потребленческий подход, а чувство коллективизма, ответственности, мы старались действовать по принципу «если не я, то кто же». Приятно, что отчасти девизы советских молодёжных движений возвращаются.

Я не скажу, что у нас всё плохо. Много достойных, хорошо воспитанных конкурентноспособных молодых людей, которые знают, чего они хотят добиться в жизни.

Но есть и та часть молодёжи, которая в виду своей незрелости, оказывается жертвой соблазнов, которым не может противостоять. Вот это страшно. Когда можно всё, а безнаказанность, безответственность, неразборчивость, неумение отличить белое от чёрного в итоге ломают жизнь.

Если отойти в сторону от темы воспитания, то у современной молодёжи есть величайшие возможности. Кто хочет их использовать, тот использует. Сейчас стало понятно, что в воспитании что-то надо менять. И подвижки видны уже сейчас. Нельзя поступать каждый раз по принципу «до основанья, а затем». Надо взвешивать «за» и «против». Надо брать лучшее из СССР и идти дальше. Чтобы не иметь то, что мы имеем в братском государстве, нельзя пускать на самотёк воспитание подрастающего поколения. Нельзя допускать подмены понятий.

 Кто лучше: они или мы? Будем считать, что за нами идут те, кто лучше нас.

– Как у Вас складываются отношения с коллективом, учениками, родителями?

 – Не всегда однозначно, не всегда просто. Сложнее всего с родителями. Я пытаюсь объяснить родителям: «Да, ваш ребёнок, несомненно, самый лучший, значит, такой же как все». Понятно, что для родителей их ребёнок самый-самый. Для нас, педагогов, когда мы имеем дело со всеми родителями сразу, каждый лучший ребёнок становится таким же, как все.

Всех участников образовательного процесса пытаюсь вовлечь в конструктивное сотрудничество. У нас три стороны: родители, обучающиеся, педагоги. Отношения строим на уважении прав каждой из сторон. Стараюсь каждого выслушать, максимально хорошо разобраться в ситуации, и, конечно, помочь. Считаю, что залог успеха – это сотрудничество. К авторитарному способу руководства прибегаю редко. Но всегда требую и жду компетентного исполнения профессиональных обязанностей. Не люблю случайных людей нигде. В образовании считаю это преступлением. От подчинённых стараюсь добиться выполнения обязанностей. Может это не всегда нравится. Серьезные вещи без внимания не оставляю.

А детям готова простить очень многое, потому что люблю их безумно. Иногда некоторые пытаются это использовать и «сесть мне на шею». Считаю, что у нас замечательные дети. И если в них что-то плохое появляется, то это, наверное, наша вина, вина взрослых.

Приятно видеть, когда ты даёшь человеку возможность раскрыться, и он её использует на все 100%. И когда он тебе благодарен, а ты понимаешь, что в его успехах есть и твоя заслуга, это тоже дорогого стоит. Вот, например, выпускники. Поначалу некоторые о своих маленьких победах сообщают сразу после сдачи экзамена.

Поначалу пишут часто, потом смотрю – смс-ки затухают, затухают. Так радостно становится на душе, думаешь: «Ну, слава Богу, пуповина отсыхать начала, значит адаптировались!». А знаете, как  тепло становится на душе, когда они приходят в школу и делятся своими достижениями!

– Вы рассказали, чем живёт школа сейчас. А что её ждёт в будущем? Какие перемены ожидают школу в следующем учебному году? И будут ли они?

– Обязательно, мы же не можем без перемен. У нас вводится ФГОС нового поколения. Пока в первых-пятых классах, в течение ближайших трёх лет перейдём полностью. По содержанию он не сильно отличается от того, что мы сейчас реализуем, также в одном здании объединятся две школы: начальная и основная со средней. В основном здании, построенном 52 года назад при содействии первого космонавта Юрия Гагарина, теперь будут размещаться и классы начальной школы. Сейчас там идёт грандиознейший ремонт. Думаю, что к 1 сентября мы отпразднуем новоселье для всей начальной школы. Будет обустроен спортивно-гимнастический комплекс на территории школьной спортивной площадки. Продолжится работа по обновлённым программам воспитания, формирования функциональной грамотности. Начнёт работать программа по выявлению детской неуспешности.

– Как ни крути, а школа – это дети. Я хочу задать Вам детский вопрос. Если бы Вы стали обладательницей волшебной палочки, что бы с её помощью изменили в школе?

Ох, во-первых, подход детей к обучению. Вот мы говорим о доступности образования с помощью Интернета, других источников получения информации. Это хорошо. А с другой стороны, у нас дети перестают самостоятельно учиться. За них учатся «О кей, Гугл!» и «Алиса». Вот если бы можно было перевернуть их сознание так, чтобы они учились ради знаний, а не ради отметки. Чтобы поняли, что с «Алисой» не выучиться, что надо наработать базу собственных знаний.

Во-вторых, что бы я сделала, построила современный пришкольный спортивный зал или ФОК наш переместила поближе к школе. Там всё хорошо и прекрасно, но далеко.

–Про Ваш режим работы можно сказать 24/7.  Есть ли у Вас свободное время, и как его проводит директор школы?

Про режим работы могу сказать, что так оно и есть. 23 года я проработала директором Торбеевской основной школы, так за это время в нормальном отпуске не была. Что касается свободного времени.  Я не только директор школы и учитель, я – трижды бабушка. У меня три замечательных внучки. Поэтому, если у меня есть свободное время, то я стараюсь проводить его со своими близкими: с сыном и его семьёй. Это моё всё.

Беседовала Наталья Соболевская. Фото автора и с официальной страницы школы «ВКонтакте»

Previous post Работа на «удалёнке» может быть эффективной и комфортной
Next post Жизненный уклад человека, преданного сельскому хозяйству